↑ Наверх
Главная» Новости» Бизнес» Рай для шопоголиков

Бизнес

Рай для шопоголиков

В Рязани уже с начала нулевых годов сокращается доля нецивилизованной торговли, то есть стихийных рынков, киосков и павильонов.
Как торговые сети, так и сами потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги и получать качественные услуги в одном месте.

Логистика – всему голова
Практика показала, что построение торговой сети – едва ли не лучший способ организации розничной торговли, большая эффективность которого по сравнению с отдельными магазинами обусловлена получением экономии от масштаба. Розничная торговая сеть имеет возможность более экономно расходовать свои ресурсы, получать значительные скидки у поставщиков продукции, брать кредиты на более выгодных условиях и т.д. Также торговые сети имеют возможность выстраивать более совершенные логистические системы, чем отдельные розничные торговые точки. Таким образом, розничная сеть сегодня – это основанная на логистических принципах торговая организация, объединяющая в одну структуру специализированные магазины в виде отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов. Появление новых форматов, изменение роли оптовиков, приход иностранного капитала, совершенствование коммуникаций – все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции и ставит вопрос о применении самых современных концепций управления, одной из которых, безусловно, является логистика. Абсолютное большинство розничных операторов, независимо от сегмента рынка, проявляют все больший интерес к логистике в широком ее понимании (управление запасами, складирование, транспортировка, выбор между аутсорсингом и опорой на собственные силы).

Российские сети продолжают проникать в крупные города с развитой инфраструктурой и высокой покупательной способностью населения в связи с приходом в Москву и Петербург иностранных операторов, усилением конкуренции в избранных ими форматах, проблемами со строительством новых объектов в мегаполисах. Уход в регионы позволяет им диверсифицировать риски, повысить выручку, усилить имидж компании как национального игрока, получить конкурентное преимущество от выхода на рынок первыми. В Рязани открывается все больше мультиформатных торговых и торгово-развлекательных центров («Премьер», «М5 Молл») с обязательным наличием зоны питания (фуд-кортами), различными дополнительными услугами (кинотеатрами, барами, катками и т. д.). В последние годы прослеживается явная тенденция к повышению роли культурно-развлекательных мероприятий для продвижения на рынке. Следуя потребительским предпочтениям, крупнейшие сетевые операторы открывают на территории торговых центров все больше магазинов.


Миф о переизбытке
По данным службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome, Рязань по обеспеченности торговыми площадями занимает второе место в Центральном федеральном округе – 286 квадратных метров на тысячу жителей, уступая лишь Воронежу. Эксперты этой компании полагают, что в ближайшей перспективе запас емкости рынка будет исчерпан ввиду появления нескольких крупных профессиональных торговых центров. Иными словами, рынок торговой недвижимости в областном центре, по мнению столичных аналитиков, перенасыщен ими, и в ближайшее время не стоит ждать появления в этом сегменте значимых объектов. Такой вывод, если учитывать нынешнее состояние ретейлерского бизнеса и уровень спроса в регионе, представляется как минимум спорным.

По данным Рязаньстата, за первое полугодие 2012 года оборот розничной торговли в регионе составил 71,1 млрд руб. Это на 10% больше, чем за тот же период прошлого года. Следовательно, покупательная способность населения растет, как и конкуренция среди ведущих ретейлеров и девелоперов. Сегодня в розничной сети в Рязанской области представлено более 5,5 тысяч магазинов различных форматов и около 2 тысяч объектов мелкорозничной торговли. Работают 42 рынка и 32 ярмарки выходного дня, около 200 предприятий оптовой торговли. Обеспеченность торговыми площадями, по данным регионального Министерства экономического развития и торговли, в среднем по области составляет 488 квадратных метров на тысячу жителей. Резонный вопрос: много это или мало для Рязанской области? Если смотреть те нормативы, которые были в советский период, то обеспеченность торговыми площадями увеличилась практически вдвое. Но если принимать во внимание опыт европейских стран, тут мы, конечно, отстаем. В проекте федерального закона о торговле четко сказано, что сегодня правительство будет разрабатывать методику определения необходимых площадей на тысячу жителей. Каждый регион будет в соответствии с этой методикой разрабатывать критерии для своей области отдельно.

Сегодня в регионе насчитывается около 70 торговых сетей, включая международные: Metro, Globus, общероссийские: «7 континент», «Копейка», «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Техносила», «М-Видео», крупные торгово-развлекательные центры «Премьер», «М5 Молл», «Виктория Плаза», «Малина», «Атрон», региональные: «Барс», «Сорока», «Фонограф», «Элекс», «Галактика», «Апельсин» и другие, которые обеспечивают порядка 26% оборота розничной торговли области. Отрадно, что крупные розничные предприятия располагаются не только в областных центрах, но и в таких районах области, как Касимовский, Сасовский, Пронский, Шиловский, Скопинский, Кораблинский, Ряжский, Спасский, Михайловский, Шацкий. Активная сфера потребительского рынка – это еще и дополнительные рабочие места. Так, за последние пять лет предприятия розничной торговли и общественного питания дали Рязанской области не менее 4 тысяч рабочих мест. Увы, в разных муниципальных образованиях наблюдается диспропорция в уровне торгового обслуживания. Если обеспеченность торговыми площадями в областном центре составляет порядка 643 квадратных метров на тысячу жителей (а это существенно выше приведенных нами данных столичных аналитиков), в Пронском районе эта цифра вдвое меньше, в Скопинском районе – 106 метров, то есть в 6 раз меньше. Исходя из приведенных цифр и фактов, рынок торговой недвижимости в Рязани и в районах области обладает солидным потенциалом для развития.

От «комков» до гипермаркетов
Развитие розничной торговли в России (и Рязанский регион здесь не исключение) прошло четыре основных этапа:
1. Появление негосударственной розничной торговли после начала развития рыночных отношений. На данном этапе развития появились первые коммерческие магазины – «комки». Так как основные первоначальные капиталы в этот период формировались в области импортно-экспортных операций, в финансовой сфере и в области оптовой торговли, розничная торговля представляла собой набор разрозненных торговых точек, причем принадлежащих разным собственникам. Некоторые специалисты считают 1992 год вехой, после которой началось реальное развитие современной розничной торговли нашей стране.
2. Появление конгломератов магазинов. После нескольких лет успешного функционирования современных розничных предприятий на рынке стали появляться группы предприятий, принадлежащих одному собственнику.
3. Появление первых сетей магазинов, созданных по западным технологиям. Инициаторами этого процесса стали специалисты, которые понимали основные принципы функционирования сетей – стандартизацию, единое управление и централизованное распределение товара.
4. Создание на российском рынке полнофункциональных сетей. Этот процесс шел двумя путями. Первый – «сверху вниз» (аккумулирование группой инвесторов значительных финансовых средств и реализация крупномасштабной инвестиционной программы на рынке розничной торговли, наиболее яркий пример – «Пятерочка»). Второй путь – эволюционный (расширение деятельности операторов розничной торговли, начавших с локального присутствия в одном из регионов и наращивавших свое присутствие на рынке постепенно, например, «Лента», «Седьмой континент», «Перекресток», «Глобус»). Безусловно, только с началом этого процесса начался современный этап развития российской розничной торговли.

Покупатель в выигрыше
Получив финансирование, девелоперы стремятся скорее достроить торговый центр, потому что известно: кто первый выйдет на рынок с новой востребованной концепцией, тот успеет получить признание потребителей и окажется более успешным. Понятно, что грамотно выстроенный торговый комплекс, с интересной концепцией и качественным пулом арендаторов, наверняка не останется без внимания. В любом случае выигрывает покупатель. Многие торговые сети, которые до недавнего времени даже не рассматривали города с населением менее миллиона человек, сегодня принимают решение об открытии магазинов именно в таких населенных пунктах. При этом укрепляется тенденция открытия собственных магазинов сетевыми операторами (как федеральными, так и международными), которые ранее развивались в регионах только через местных партнеров. Это еще раз подтверждает тренд активного развития ретейла в регионах.

По данным компании C & W, наибольшим потенциалом в среднесрочной перспективе обладают города с населением от 500 тыс. человек, так как они еще не насыщены качественными торговыми площадями. При этом многие из них имеют высокий потенциал: устойчивое экономическое развитие, более высокие показатели покупательной способности населения, чем в среднем по России. Так, в Воронеже в течение кризисных 2009-2010 годов общее количество качественных торговых площадей в городе увеличилось в 10 раз (с 32 тыс. кв. м до 320 тыс. кв. м, данные C & W). В это время в регионе было введено 5 торговых центров общей площадью около 250 тыс. кв. м.

Значительная часть этих объектов нашла своих арендаторов и посетителей. Ведущие международные розничные торговцы лишь недавно осознали, какую ошибку допустили в конце 90-х, недооценив потенциал российского рынка. В настоящее время они один за другим выходят на наш рынок и активно занимаются хедхантингом с целью привлечения в свои ряды ведущих специалистов, имеющих опыт работы на российском рынке. Сегодня можно наблюдать сразу несколько основных тенденций развития розничных торговых сетей России:
1. Продолжение замещения несетевой торговли сетевой розничной торговлей.
2. Перенос на российский рынок ведущих мировых технологий розничной торговли, связанных с логистикой, управлением обслуживанием потребителей, программами повышения лояльности и т. п.
3. Завершение формирования пула основных ретейлеров в большинстве регионов России.

Понятно, что конкуренция между ретейлерами будет возрастать. Это может выражаться в соревновании концепций, управления, продвижения, путей развития и т. д. Следовательно, руководству торговых центров придется более точно «целиться» в свою аудиторию, а потребитель будет пожинать плоды этих усилий, то есть наслаждаться свободой выбора оптимального формата шоппинга и досуга.
Источник: mediaryazan.ru
Лучшие заведения