↑ Наверх

Культура

Не забыто

В галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» открылась выставка известного рязанского скульптора Антонины Усаченко (1938 – 2002 гг.).

Память — вещь причудливая. Подчас она преданно хранит неприметные мелочи, порой из неё одним махом стираются целые культурные пласты. В 1980-х годах на рязанском Лыбедском бульваре стояла, или вернее будет сказать, лежала статуя «Россия — родина моя». Гигантская статная многометровая фигура в народном костюме держала в руках скульптурное изображение города и негласно числилась одним из центральных городских культурных объектов. Со временем фигура обветшала, потом, как это часто случается в нашей стране, была разрушена вандалами и позже доживала свой век в ближайших зарослях крапивы. Судьба «России — родины» печальным образом предвосхитила судьбу своего автора, скульптора, Заслуженного художника РСФСР Антонины Усаченко.

Родившаяся на Украине Антонина Петровна успела прославиться ещё до окончания вуза, знаменитой «Репы» — Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Её дипломная работа «Скорбящая псковитянка», созданная для мемориального комплекса в деревне Краснуха Псковской области, была удостоена премии ЦК ВЛКСМ. Дальше пошла вереница блестящих работ, скульптурных портретов великих деятелей прошлых времён и не менее великих современников: Мерзлова, Циолковского, Есенина… В рязанской мастерской Усаченко — а свою творческую и личную жизнь скульптор связала именно с Рязанью — бывал лётчик-космонавт Владимир Аксёнов, лично позировавший для своего портрета. У Усаченко всегда кто-то бывал: в позапрошлом веке её мастерскую назвали бы салоном, в нынешнем — клубом. Тут собиралась местная и заезжая богема советских времён, бесконечные друзья, коллеги, актёры театров, творческая интеллигенция, устраивались домашние концерты, рождались новые творческие проекты. Сама Антонина Петровна выступала не только хозяйкой, но и постоянным генератором новых идей.

Сегодня исследователи её творчества признаются, что охватить всю сферу интересов автора, отделив случайные увлечения и эксперименты от истинного призвания, непросто. Усаченко работала в монументальной и станковой скульптуре, писала сказки и притчи, занималась графикой и живописью, устраивала инсталляции и арт-проекты… Свою жизнь Антонина Петровна завершила в возрасте 64 лет, страдая тяжёлым недугом, в некогда шумной мастерской, куда со временем смогла перенести обломки своей величественной «России — родины». 22 марта в залах галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» открылась выставка Антонины Усаченко, приуроченная к 75-летию со дня её рождения.
— Творческое наследие скульпторов, наверное, можно считать самым несчастным, — призналась на открытии выставки заместитель директора Рязанского художественного музея Ирина Денисова. — Воплощение скульптуры в материале очень дорого и часто бывает не по карману автору, а глина и гипс, увы, очень недолговечны. Наследие же Усаченко столь разнопланово, что его сложно оценить, и оно до сих пор не оценено по достоинству.

Экспозиция нынешней выставки состоит из скульптурных портретов Усаченко. В этом жанре художник проработал всю жизнь, оставив множество ярких образов своих современников: художников, писателей, поэтов, актёров. Яркие, острые, подчас носящие лёгкие черты гротеска, её работы узнаваемы и глубоко индивидуальны. Помимо скульптуры в залах галереи присутствует множество фотографий, знакомящих зрителя с миром Антонины Усаченко. Большая часть их сделана её другом, замечательным фотографом Евгением Кашириным. Портреты художницы и её друзей, моменты работы в мастерской, те самые концерты и посиделки за чашкой чая — посетителя выставки могут заглянуть в обычный, ничем не приукрашенный и вместе с тем такой притягательный быт художника. В малом зале выставки рассказывается фотоистория создания «России — родины» с самых первых стадий подготовки арматуры до оттачивания деталей и — до момента забвения в бурьяне Лыбедского бульвара.

На открытие выставки пришли друзья Усаченко, а также некоторые её модели, артист Рязанского театра на Соборной Виктор Шульц, чей молодой портрет вошёл в экспозицию выставки, а также ответственный секретарь Рязанского отделения Союза художников России Ольга Иванова, послужившая моделью для «России — родины».

Выставка открыта для просмотра до 14 апреля с 11.00 до 19.00. Выходной день — понедельник, первая пятница месяца — санитарный день.
Источник: mediaryazan.ru
Лучшие заведения