↑ Наверх
Главная» Новости» Культура» Уникальные храмы

Культура

Уникальные храмы

Рязанская глубинка богата историческими местами, а ее храмы даже спустя века после создания не перестают удивлять.
Как известно, существует два способа познания мира — индуктивный и дедуктивный. Первый предполагает движение мысли от частного к общему, второй, соответственно, — от общего к частному. И, наверное, в процессе наиболее глубокого проникновения в суть вещей нет универсального рецепта.

Кто-то с самого детства восхищается грандиозным ансамблем Рязанского кремля, и знакомство с архитектурой, с историей завязывается вот на таких раскрученных (как модно сегодня говорить) памятниках культурного наследия. И могут пройти годы, пока человек поймет особую прелесть небольших сельских храмов. Другой, наоборот, глядя на свою до боли знакомую маленькую бревенчатую церквушку, вдруг начинает ощущать потребность творить и создавать прекрасные образы.

Рязанская глубинка богата историческими местами, а ее храмы даже спустя века после создания не перестают удивлять. Вот и сегодня мы совершим небольшое путешествие по окрестным селам, не входящим в традиционные туристические маршруты.

Шиловский район, Желудево
Христорождественский храм села Желудево Шиловского района — колыбель рода Гумилевых. Его фронтоны и колонны отсылают нас к классическому архитектурному стилю, но особый интерес представляет отнюдь не архитектура этой церкви.

— В начале восемнадцатого века в Рязанской епархии служил священником некто Прокопий Гумилев, — рассказывает директор Шиловского краеведческого музея Александр Гаврилов. — Вполне возможно, что он и является основоположником рода Гумилевых. Ведь именно во времена Петра I происходит образование многих фамилий русских священников. В переводе с латыни Gumileus означает «смиренный».

Если брать логические общепринятые семейные схемы, то поэт и путешественник Николай Гумилев вовсе не должен был стать Гумилевым. Его дед по отцовской линии Яков, служивший в желудевской церкви дьячком, всю жизнь носил фамилию Панов. Собственно, и отец Гумилева Степан должен был унаследовать именно эту фамилию, но нет… По каким-то причинам родной брат супруги Якова Панова, в то время настоятель храма в Желудево, записывает племянника под своей фамилией — Гумилев. Можно предположить, что такое решение носило исключительно «политический» характер. Как раз в то время сложилась практика негласного закрепления приходов за священниками одной семьи. И потому все племянники — выпускники духовных семинарий (а Степан учился в Рязанской духовной семинарии) — получили фамилию дяди-настоятеля.
Можно предположить, что в Желудево вместе с отцом приезжал и молодой Николай Гумилев, чтобы низко поклониться нашедшим здесь упокоение бабушке и дедушке.

Старожиловский район, Панинская слобода
Церковь Воскресения Словущего была построена в 1776 году на средства князя Александра Барятинского. Небольшой, но очень гармоничный храм к несказанной радости местных жителей сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Конечно, в советскую бытность его стены изрядно обветшали, утеряны утварь и многие иконы, однако звонница храма, в отличие от многих разрушенных памятников, так и осталась стоять незыблемой твердыней на Старожиловской земле. А ведь колокольня, согласно православной традиции, является связующим звеном между храмом и небом, и церковный звон является точно таким же священнодействием, как и молитва, пламень свечей, чтение псалмов.

Узкая каменная лесенка выводит на верхний открытый ярус колокольни. У людей с боязнью замкнутого пространства может возникнуть некий дискомфорт, но, проходя по этим ступеням, касаясь плечами и головой низких сводов, будто попадаешь на несколько столетий назад.

Еще во время реставрации здесь происходили многие чудеса. Строители во главе с бригадиром Виктором Пешне рассказали, что, когда они водружали на церковь главку, та неожиданно засияла с такой силой, что свет ослепил всех находящихся рядом людей. Рабочие выпустили главку из рук, но она не рухнула на землю, а каким-то чудесным образом стала на свое место. Свидетелями этого были и некоторые прихожане. В праздник Иоанна Предтечи в 2011 году местные жители слышали, как в пустом запертом храме шла служба: пели мужские голоса и звонили колокола (кстати, тогда колоколов на колокольне еще не было). А когда восстанавливали престол, обильно замироточила икона Божией Матери «Всецарица», положенная к его основанию. Чудеса продолжились и после повторного освящения храма, которое состоялось осенью 2012 года.

Рязанский район, Высокое
Село Высокое принадлежало к числу вотчин Богословского монастыря. Более того, согласно преданиям, до семнадцатого века именно здесь, между селами Плахино и Высокое, и располагался Иоанно-Богословский монастырь (тот самый, что позже перебрался в Пощупово). С той далекой поры эта местность вместе с 25 селами-вотчинами монастыря и стала именоваться не иначе как Богословщина. Кстати, название это из уст аборигенов можно услышать и по сей день. А о монастыре мы вспомнили вот почему: в 1237 году, когда города Рязанского княжества выжигала Золотая Орда Батыя, Богословская обитель каким-то непостижимым образом оказалась нетронутой. По легенде, грозному хану явился во сне сам евангелист и устрашил его гневом Божиим, если тот решится коснуться своей нечестивой рукой святого места. Батый, оставив монастырь нетронутым, пошел на Коломну, а в знак своего почтения и покровительства даровал монахам золотую печать, которая долгое время (вплоть до 1653 года) хранилась при почитаемой иконе Иоанна Богослова.

Церковь в селе Высокое была закрыта 15 июня1938 года. В храме хотели устроить клуб, но он пустовал вплоть 15 сентября 1940 года. В последующее время использовался как зернохранилище, мельница, позже — как склад удобрений. Храм был возвращен верующим в 1996 году и повторно освящен 28 сентября 1997 года. Правда, не удалось сохранить до наших времен историческую колокольню Богословской церкви — после 1917 года она была взорвана и разобрана на кирпичи. Сегодняшняя звонница — лишь отличный образец мастеров-реставраторов и пример того, насколько точно можно стилизовать новострой под многовековую старину.
Источник: mediaryazan.ru
Лучшие заведения